• proekt-deyat2

     

    Приглашаем абитуриентов бакалавриата и магистратуры и всех желающих

    Курсы по Истории искусств - 2022

    Подробнее...

  • konf-exp-big

     

    Приглашаем принять участие

    III Международная конференция "Вопросы экспертизы в области культуры, искусства и дизайна" - 2022

    Даты проведения: 12-14.10.2022. Прием заявок до 15.07.2022

    Подробнее...

  • seminar-multimedia-big

     

    Приглашаем принять участие

    Международная научная конференция в рамках XVII Колосницынских чтений "Многообразие культур в условиях глобализованного мира и проблемы сохранения культурно-исторического наследия"

    Даты проведения: 18-19.11.2022. Прием заявок до 04.09.2022

    Подробнее...

  • agora-big

     

    Приглашаем принять участие!!!

    Проект благоустройства двора
    на Ленина, 51
    "АГОРА"

    Подробнее...

center-logo

bukashkin6

lib

НОВОСТИ

Интервью Т.Ю. Быстровой о проекте MONUMENTALITÀ & MODERNITÀ

Татьяна Юрьевна Быстрова

Интервью с Татьяной Юрьевной Быстровой, доктором философских наук, специалистом в области философии дизайна, профессором кафедры культурологии и дизайна Департамента искусствоведения, культурологии и дизайна УГИ Уральского федерального университета, заместителем главного редактора журнала «Академический вестник УралНИИПроект».

Спец.корр:: - Татьяна Юрьевна, в этом году Вы впервые участвуете в конференции проекта MONUMENTALITÀ & MODERNITÀ как организатор. Чем интересно для вас это мероприятие? 

- Участвую, кажется, второй раз, но в качестве организатора действительно впервые.

Концепция конференции не предполагает размашистого «веера» тем, как это иногда делают организаторы с целью заручиться поддержкой как можно большего количества участников. Мне по душе компактные динамичные конференции, на которых можно и подискутировать, и найти общий язык. 

Кроме того, это возможность вовлечь представителей Екатеринбурга в обсуждение вопросов устойчивой и традиционной архитектуры. Наша архитектурная школа имеет длительные классицистические традиции, но мало известна в других регионах. 

Спец.корр::- Вы известны архитектурной аудитории как прекрасный переводчик книг Никоса Салингароса: в 2017 году вышла в вашем переводе его книга «Анти-архитектура и деконструкция. Триумф нигилизма», в 2020 – «Алгоритмы устойчивого проектирования». Почему Вы, специалист в сфере философии дизайна, обратились к его работам? 

Никос А. Салингарос (Nikos Salingaros) — американский математик и учёный греческого происхождения, известный работами по теории градостроительства, теории архитектуры, теории сложности вычислений и философии проектирования. 

Салингарос предлагает альтернативный теоретический подход к проблемам архитектуры и градостроительства. Этот подход лучше адаптирован к человеческим потребностям и желаниям, а также сочетает в себе тщательный научный анализ с глубокими интуитивными знаниями. 

Салингарос профессор математики в Техасском университете г. Сан-Антонио. Кроме того он преподаёт на архитектурных факультетах университетов Италии, Мексики и Нидерландов.

- Если говорить начистоту, то мне хотелось отточить английский, которым тогда начала заниматься благодаря программе интернационализации в Уральском федеральном университете, – именно на чем-то профессионально близком. Когда издатель Федор Еремеев («Кабинетный ученый») рассказал о переписке с Н. Салингаросом, я согласилась. А уж только потом поняла, в какую чудесную историю ввязалась. В том числе благодаря упоминанию уже на первых страницах «Анти-архитектуры и деконструкции» имени Кристофера Александера, которого знала давно и пыталась писать о нем. 

Мне интересен человеко-ориентированный и социально-ответственный дизайн – в противовес откровенно коммерциализованному направлению, практикуемому сегодня большинством дизайнерских школ. В идеях Александера и Салингароса я вижу выход из многих тупиков формообразования. И альтернативу аналоговому проектированию, которое преподносится у нас, в особенности в бакалавриате, как единственный (!) метод проектирования. Алгоритмы устойчивого проектирования, определенные Салингаросом, я уже второй год апробирую среди магистрантов дизайнеров и архитекторов УрФУ. Лучше идет у дизайнеров, архитекторы даже злятся иногда – от степени новизны, наверное. 

Кристофер Вольфганг Александер (Christopher Wolfgang Alexander) — архитектор и дизайнер, создатель более 200 архитектурных проектов в Калифорнии, Японии, Мексике и в других частях мира. Создал и внедрял на практике (в сотрудничестве с Сарой Исикава и Мюреем Сильверштейном) «язык шаблонов» в архитектуре. В 1958 переехал из Англии в США, жил и преподавал в Беркли, Калифорния с 1963. Профессор Калифорнийского университета. В настоящее время проживает в Арундел, Суссекс, Великобритания.

Спец.корр::- Насколько, по-Вашему, актуальна сегодня тема философии архитектуры? Видите ли вы что-то значительное в этом направлении?  

- Философия архитектуры возвращает архитектору самоуважение и понимание своего места в мире – не в экономике, не в денежных потоках или тусовках, а в мире. Архитектор – продолжатель дела Бога, и, будучи за пределами любых религий, я все равно повторяю этот тезис. 

Философия архитектуры напоминает, что архитектура изоморфна и человеку, и космосу. Она может не только сформулировать мировоззренческие установки, но и дать алгоритмы проектных мыслительных действий. Ведь, вопреки общераспространенному мнению, философия – это очень прикладная вещь, поскольку мысль, не вплетенная в действие, в общем-то, не может называться философией. Наши предки понимали мудрецов как людей, бодрых духом благодаря умению мыслить. Думаю, лучшие архитекторы – всегда философы, в том числе и сегодня.   

Именно поэтому «значительное» – мне не очень понятное слово, ведь к жизненной и профессиональной философии каждый человек приходит или не приходит сам. Наверное, если люди начнут говорить об истоках своих идей, о том, что хотят дать другим людям, или том, что есть красота в архитектуре, и можно ли сделать здоровыми и счастливыми средствами архитектуры, – это будет значительно. Но я почти не слышу таких разговоров. 

Спец.корр:: - Над чем Вы работаете сейчас? Увидим ли мы в Вашем переводе «Природу порядка» Кристофера Александера? Ведь эта книга не менее важна, чем широко известный у нас «Язык шаблонов». 

- «Природа порядка» – великая книга. Ее вряд ли под силу перевести одному человеку, нужна команда. Пока мне кажется, что лучше выдержки, общая логика, выводы. Чтобы люди действительно дочитали, а не бегло пролистали из-за обилия страниц.

Мы сделали последнюю версию «Языка архитектуры постмодернизма» Чарльза Дженкса. Это 400 страниц плотного текста. Скоро выйдет в «Кабинетном ученом». Мне кажется, это предел для книжки об архитектуре. Возможно, я ошибаюсь.  

Чарльз Александер Дженкс (Charles Alexander Jencks) — американский архитектор, стоявший у истоков и разрабатывавший теорию постмодернизма в современной архитектуре; архитектурный критик; историк архитектуры; автор многочисленных статей и монографий

Спец.корр:: - Чего бы Вы пожелали проекту MONUMENTALITÀ & MODERNITÀ?

- Проекту «Монументалита» я желаю новых приверженцев и жарких дискуссий. 

Материал и фото с сайта Archinfo.ru

Читать ещё...

Студенческий киноклуб «Последний ряд»

Подробнее...

Контакты

ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»,
Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна
620000, г.Екатеринбург, пр.Ленина, 51,
Телефон: +7 (343) 389-94-19, 
+7 (343) 389-94-20
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как к нам добраться?